«Театральная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка»
В наше время все чаще поднимается вопрос о том, что следует использовать для успешного и эффективного развития дошкольника. Особое отводится место театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что непосредственно связывается с внутренним потенциалом и психологическим формированием, а кроме того с речевой активностью детей. Действительно, как сказал Б. М. Теплов: “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” Театр… Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр – волшебный край, в котором ребенок развивается радуется, играя, а в игре он познает мир. Но нам хотелось, чтобы театральные игры использовались не только в как «представления» в торжествах, где детей обучают быть «превосходным артистом», стремятся заучить текст, интонации, проработать перемещения, для того чтобы педагог продемонстрировал хороший результат собственной деятельности. Только освоение подобным образом, театральной деятельности, дошкольник не переносит в свободную повседневную игру, где ребенок мог бы показать свои скрытые качества и отличится артистизмом. Поэтому вместе с учителем –логопедом Захаровой Г.В мы разработали программу работы кружка « Волшебный мир театра», которая рассчитана на два года. Занятия, начиная с этого года, проводились еженедельно. Мы использовали различные способы педагогического управления театрализованными играми (в том числе исследования Н. Карпинской). При подготовке к драматизации на первоначальной стадии предлагали детям воспроизвести текст произведения, на второй стадии — предлагали одному ребенку прочитать за всех персонажей.. Трития стадия – дети осуществляют ряд творческих заданий (показать радость, страх и т.п.). На четвертой стадии — исполняется чтение произведения по ролям. Театрализованная деятельность в нашей группе включается во многие занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) мы вносим в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используем на занятиях по коррекционно-развивающей деятельности; по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений). Занятия по театральной деятельности дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют ребятам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи (подготовлено выступление по произведениям А.Л. Барто, в котором участвовали все дети; выступление перед детьми детского сада в спектакле « Школа этикета» , выступления на праздничных утренниках и др.) Участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Работа, проведённая нами показала, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи, что подтверждается результатами мониторинга. Конечно, в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе.
Н.Ф. Грекова,воспитатель Г.В. Захарова, учитель-логопед |