Калугина Светлана Михайловна
Семинар – практикум для педагогов
«Использование природного материала в играх и поделках детей дошкольного возраста, как средства в познавательно-исследовательской деятельности»
Формирование интереса и любви к труду, природе – одна из основных задач воспитания детей. Работа с природным материалом содержит в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо ознакомить и научить использовать природный материал в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. Изготовление разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. И чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придёт и ловкость в работе.
На прогулке дети часто подбирают шишки, листья от деревьев, семена, камешки, они рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида предмета. Например, дети узнают, что листья - разной формы, цвета; шишки – есть еловые, сосновые.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если с первых попыток неточным движением рук он мог повредить игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, учёбе в школе.
Труд с природным материалом оказывает большое влияние на умственное развитие ребёнка. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети (даже мы, взрослые) рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; после усвоения этого процесса работа усложняется: детям показывают рисунок, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания игрушки, очень важны для общего развития. Не так-то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определённых волевых усилий: когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Иногда малышу не удаётся сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишку нужной формы для создания ослика, выбрать и осуществить способ соединения частей игрушки. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируются целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда содержатся реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования умения планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на развитие зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослым, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством гармонического развития детей.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов, различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности. В работе с природным материалом всё это необходимо учитывать.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемые для различных поделок.
Шишки прекрасно подойдут для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо скрепляются. Хвоя понадобится для изготовления элементов игрушек (колючек ежа, лапок паука, усиков насекомого, юбочки для куклы). Жёлуди, орехи очень удобны для создания фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Веточки используются для некоторых частей: рук, ног, шеи. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Также пригодятся: семена клёна (крылья стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки); шиповник, рябина (гномики, маленькие человечки, собаки); мак – головки (корзинка, посуда, головка); мох (для оформления – опушка леса). Помимо природного материала нужно иметь оборудование: ножницы, пластилин, краски, фломастеры, цветная бумага, фантики, фольга и т.д. Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы служат неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум, чувства ребёнка. Развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы всё это пробуждало фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.